Поколение XYZ

Моя старая статья про теорию поколений Штраусса и Хоува.
ИМХО базовый постулат про сменяющие друг друга сезоны возможно начинает устаревать и, если пессимистические прогнозы верны и дальше мы будем жить в состоянии перманентного кризиса (или калейдоскопа последовательных кризисов), то принадлежность “архетипу” будет зависеть в основном от личного везения (насколько поддерживающим было индивидуальное окружение в детстве). Но как исторический экскурс в то, откуда взялись все эти поколения Y, Z и т. д…
==

Поколение – это группа людей примерно одного возраста, разделяющая схожие ценности. Теория поколений очень хорошо разработана в Америке и именно оттуда пришли к нам все эти названия «поколение Х». «поколение Y» и др. Авторы теории – Нейл Хоув и Вильям Штраусс – в своей книге “Поколения” (1991) проследили 15 поколений от самого основания американских колоний, и нашли в их смене определенные закономерности.

Штраусс и Хоув выделяют 4 исторических “сезона”, последовательно сменяющих друг друга. Зима – кризис, весна – подъем, лето – пробуждение и осень – распад. Возраст формирования поколения – от рождения до 10-12 лет. Именно в это время ребенок бессознательно и некритично воспринимает установки и ценности, а те стратегии поведения, которые сформировались у него в это время под влиянием окружения и воспитания он лишь с небольшими изменениями пронесет через всю жизнь. В зависимости от того, на какой из исторических сезонов сформировалось поколение, выделяются четыре “архетипа”  – Кочевники, Герои, Художники и Пророки.

 

КОЛЕСО АРХЕТИПОВ

Становление Героев и Пророков приходится на времена стабильности, а значит в детстве у них успевает сформироваться мощный психологический ресурс и во времена пертурбаций они входят не только взрослыми, но и зрелыми – людьми, готовыми и способными менять мир. И именно их действия в нестабильный период и определяют, каким станет мир на следующем витке. Поэтому такие поколения называются доминантными. Герои – бойцы и строители, готовые сражаться за победу до последней капли крови и строить новый мир не покладая рук. Пророки – идеалисты и идеологи, атакующие отжившие и ригидные социальные институты во имя личной и духовной свободы.

Рецессивные поколения растут в период неопределенности, а такое детство не дает им возможности сформировать достаточное количество внутренних опор. А потому повзрослев, они пытаются найти опору вовне.

Весной, когда социальные институты прочны, а индивидуализм, наоборот, слаб им это удается. Социальные конформисты и политические приспособленцы, наиболее способные из них всю свою энергию отдают сферам искусства и науки, в которых достигают огромных высот (потому поколение названо Художниками), прочие же просто молча тянут лямку, потому что таков для них непреложный порядок вещей.

Осенью – когда институты ослабели и дискредитировали себя, рецессивному поколению не удается найти опору ни в чем. Они становятся Кочевниками – всю жизнь пытаясь разглядеть путевую звезду они живут реактивно, как бы в ответ на то, что с ними происходит, но очень часто так и не находят ничего, к чему стоило бы стремиться.

Если взять американские поколения ХХго века, то

  • первыми были Кочевники –  “потерянное поколение” – люди, рожденные между 1883 и 1900 (впитавшие высокие идеалы духовных реформ конца 19го века), призванные на фронт либо сразу после школы, либо до ее окончания. После возвращения с войны большинство из них не смогло жить нормальной жизнью, найти ценности и сформировать привязанности; многие спивались или заканчивали жизнь самоубийством.
  • Следующее – Герои – “поколение солдат”, сформированное осенью Великой Депрессии а потом отправившиеся на Вторую Мировую Войну.
  • За ним – Художники – “молчаливое поколение” – люди, формирование которых попало на самые тяжелые годы, а потому они привыкли уважать авторитеты, выполнять приказы, экономить и довольствоваться малым.
  • Поколение “беби-бумеров” – Пророки, рожденные в период послевоенного подъема, а поэтому их характерные черты – оптимизм, активность, настрой на победу и умение работать. Дальше цикл повторяется.

 

ТРУДНОСТИ  ПЕРЕВОДА

И вот сейчас как раз имеет смысл спросить, а насколько вообще применима здесь и к нам теория, созданная совсем в другом месте двадцать лет назад? Не будет ли ошибкой слепо скопировать ее выводы для описания нашей текущей ситуации? А если адаптировать ее под здешние реалии, то как это делать?

Во-первых, проблема с самим понятием поколения, которое объединяет в себе как формально-хронологический (рожденные с такого-то по такой год) так и содержательный (схожие ценности) аспекты. В жизни же мы часто можем увидеть одногодок, принадлежащих к разным поколениям. Во-вторых никаких причин для того чтоб считать, что поколение длится примерно 20 лет нет, мы просто удобная цифра, чтоб получилась аккуратная таблица. Полтора века назад Шатобриан писал, что “каждое поколение занимает тридцать три года — время жизни Христа” – еще одна красивая цифра, только выбранная по другим соображениям. И действительно, если мы посмотрим на поколения, которые выделяют Штраусс и Хоув, то длина их варьируется от 16 до 29 лет, а длина полного цикла – от 67 до 112 лет. Да и само чередование архетипов не так уж непреложно. Например, в “цикле гражданской войны” всего три поколения – кризис (Война Севера и Юга) случился слишком быстро после пробуждения и поколение героев просто не успело родиться.

Эти несколько примеров говорят о том, что вряд ли стоит слепо копировать выводы этой теории, и уж тем более ее цифры.

Да у нас тоже был послевоенный всплеск рождаемости, но поскольку СССР пострадал от войны значительно сильнее чем США, то наступление послевоенного подъема в этих широтах немного затянулось, а “лето” революции сознания, гремевшее в Америке в начале 70х в полном объеме добралась до нас лишь в перестроечные годы. А за ним, моментально, безо всякой осени постепенного тления былых порядков грянул кризис 90х.

 

ПОКОЛЕНИЕ Х\П

Вполне естественно предположить, что подобный сдвиг сезонов отразился и на архетипах поколения. А потому поколения людей, которым сейчас плюс-минус около сорока пяти, здесь и там отличались кардинально.

Там они называются Поколением Х – с легкой руки культового канадского писателя Дугласа Коуплэнда, автора книги “Generation X” – ставшей одновременно и художественным описанием этого поколения и его манифестом. Впрочем, сам термин “Поколение Х” впервые использовала социолог Джейн Деверсон, которая проводя интервью с подростками, «вдруг обнаружила поколение людей, которые спят друг с другом до свадьбы, не верят в Бога, не любят королеву и не уважают родителей, не меняют фамилию, когда выходят замуж».

Поколение Х – новое “потерянное поколение”, как и все другие поколения Кочевников до них росло в период, когда социальные институты ослабели и утратили доверие, зато вновь расцвел индивидуализм и интерес к духовности. Лишенные прежних ориентиров, но не создавшие новых, Кочевники чувствуют, что это – не их мир. Дело не только в том, что все теплые места давно заняты энергичными беби-бумерами, которые пока никуда уходить не собираются, но и в том, что эти “теплые места” все равно  не согреют Кочевников. То, что было ценным для предыдущего поколения (дом-работа; семья, как ячейка общества; престижное потребление) иксам кажется мелочным и недостойным внимания. Мир вокруг видится гнилым, изгаженным, беспросветным и враждебным, но никакого другого мира просто не предлагается, а построить его они не способны. А оттого – растягивающийся на годы и часто безрезультатный поиск себя и своего места в жизни. Так что совсем не случайно то, что все трое главных героев книги Коупленда – молодые люди, бросившие свою работу и уехавшие жить в пустыню.

——————————
“Когда я пытаюсь разговаривать со своими родителями о чем-то  важном для меня – ощущение, что я говорю на словацком. Они снисходительно слушают должное время, а после того, как я выпущу пар, спрашивают, почему я живу в таком богом забытом месте и что у меня на личном фронте… Должен сказать, что я завидую их воспитанию – такому чистому, такому свободному от отсутствия будущего. И готов удавить их за то, что они радостно дарят нам мир, похожий на пару загаженных трусов”

“По малейшему поводу я был готов извиняться за свою деятельность – работу с восьми до пяти перед белесым компьютерным монитором, где я решал абстрактные задачи, косвенно способствующие порабощению «третьего мира». Но потом, ого! В пять часов я отрывался! Я красил пряди волос в разные цвета и пил пиво, сваренное в Кении. Я нацеплял галстук-бабочку, слушал альтернативный рок и отвязывался в артистической части города”

“Вам кажется, что я тащусь от происходящего в моей жизни, но я участвую в этом лишь наполовину. Ты думаешь, что я и мои друзья плаваем в помоях, но я бы в одну секунду отдал все это, если бы появилась хоть сколько-нибудь приемлемая альтернатива.”

“Когда принадлежишь к среднему классу, приходится мириться с тем, что история человечества тебя игнорирует. Она не борется за тебя, и не испытывает к тебе жалости. Такова цена каждодневного покоя и уюта. Оттого все радости стерильны, а печали не вызывают сострадания”

Дуглас Коупленд “Generation X”
——————————

Наше же поколение этих лет – это Пелевинское “Поколение П” – “беспечальное юное поколение, улыбавшееся лету, морю и солнцу,  мечтавшее о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь – и выбравшее «Пепси»”. Родившиеся во времена стабильности и местами даже подъема, это поколение – пророки; оптимисты и идеалисты, принимавшие рынок и частную собственность за панацею от всех бед и считавшие, что уж теперь, когда экономические ограничения сняты, нет ничего невозможного и миллионы впереди.

 

ВПЕРЕД ЗА ЦЫГАНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ КОЧЕВОЙ

Канадский историк Даг Оурам подметил, что глашатаи и вдохновители некоторого поколения, в большинстве своем хронологически этому поколению не принадлежат. Это не должно нас удивлять. Подростковый возраст и несколько лет после него – это то время, когда формируются культурные идеалы, определяется система ценностей; время, когда человек находит своих кумиров. И очень редко он находит их среди сверстников, скорее среди людей немного старше себя. Основываясь на том, кого некоторое поколение возводит на пьедестал, можно кое-что об этом поколении сказать.

Культурными вождями американского поколения бэби-бумеров (Пророков), юность которых пришлась на годы хиппи и лето любви были Джон Ленон, Боб Дилан, Кен Кизи, Тимоти Лири и Рам Дасс – революционеры в лучшем смысле этого слова; люди, открывшие новые степени свободы в музыке, литературе, духовной жизни. Это было время ниспровержения привычных границ, выхода в новые сферы, революций во множестве направлений. Рок-н-ролл стал роком, и, в исследовании своих пределов, очень скоро стал прогрессив-роком с его получасовыми композициями и предельно сложными структурами. Классическая фантастика превратилась в Новую Волну, с ее причудливыми экспериментами в области повествовательных техник и фантастических гипотез. Даже люди, которые давно нашли свой стиль и обеспечили себе место на культурном Олимпе, решительно ступают на новые территории – Майлз Дэвис выпускает альбом “Bitches Brew”, перевернувший привычное представление о джазе, а корифей классической фантастики Джон Браннер пишет до предела экспериментальный роман “Всем стоять на Занзибаре”.

Юность Поколения Х (Кочевников) пришлась на 80е и начало 90х. Интеллектуальные джазовые эксперименты сменились упрощенным и поверхностным звучанием smooth jazz, а рок выродился до глэма и панка. Появился гранж (вообще помятый и обдолбаный Кобейн в грязной рубашке, поющий о том, что he needs an easy friend – возможно лучший кандидат на “портрет поколения”). Парные танцы сменяются одиночными. В фантастику приходит киберпанк, типичные знаки которого – близкое и безрадостное будущее в котором никто никому не верит, герои, не склонные ни к благородству ни к героизму, всемогущие бездушные корпорации и общее ощущение холода и безнадежности. В кино же – это эпоха боевиков, в метафорах которых проглядывают все проблемные зоны кочевников (недоверие к социальным институтам, маргинальность, одиночество, обделенность, тоска по силе) – герой-одиночка, несправедливо чего-то лишенный, не находит возможности разрешить ситуацию законным путем, а потому решает взять в руки оружие и показать им всем.

У нас, несмотря на хронологический сдвиг поколений, картина похожа:  если здешние Пророки Поколения П слушали Цоя и “перемен требовали их сердца”, то рожденные в перестройку под “непонятной звездой” Кочевники слушали уже про “опиум только для нас”.

 

ПОСЛЕДНИЕ БУКВЫ

Поколение рожденное в США после 80х Штраус и Хоув называют Millenials (от английского слова, означающего “тысячелетие”) – по нашему “нулевые”. Их еще часто называют поколением Y.

Gen Z (или Generation 2020)  – это люди, родившиеся в 90х годах. Некоторые рассматривают их как “вторую волну” миллениалов, а некоторые – как отдельное поколение.

И здесь мы тоже видим географическую разницу архетипов. Американские игреки – это поколение Героев. Рожденные в стабильное время они входят в эпоху кризиса с достаточным ресурсом, чтобы его преодолеть или хотя бы попытаться.

Здешние игреки по духу гораздо ближе к американскому поколению Х чем к своим тамошним сверстникам. Рожденные во времена серьезных идеологических перемен и полнейшей экономической неопределенности, росшие без чувства уверенности в завтрашнем дне, тепрерь повзрослев и выбравшись из местного постперестроечного кризиса, они попадают в новый, но уже глобальный. Международный финансовый кризис, изменение климата и глобальное потепление, истощение ресурсов, терроризм, информационный гнет и смог данных, да плюс еще то, что образовательная система не успевает меняться с той же скоростью, что и рынок востребуемых профессий, а значит многие из игреков еще в институте понимают, что специальность, которую они только получают уже давным-давно устарела или же устареет в ближайшие годы… Не удивительно, что они, как и представители американского поколения Х, не могут найти своего места в этой жизни и все норовят сбежать в какую-нибудь другую. Виртуальные миры компьютерных игр; социальные сети, в которых ты можешь хотя бы пытаться казаться тем, кем в реальности не можешь стать; синтетическая реальность гламурных тусовок, проецируемая с экранов ТВ и страниц журналов; разного рода наркотики; причудливые молодежные субкультуры; эзотерические секты разных мастей или же ностальгия по старым добрым советским временам, которых они уже не застали.

Вот только представители поколения Х, искали себя в американской экономике во времена вполне стабильного и медленного распада, а потому, несмотря на все метания в основном ухитрялись сводить концы с концами. Но та же психология, помноженная на пост-советскую экономику и мировой кризис приводит к тому, что многие игреки гораздо дольше “остаются в детстве” – позже заводят семью, позже устраиваются на работу, дольше живут с родителями.

Так что не удивительно, что тема последнего Конца Света нашла самый большой отклик именно в сердцах поколения Y и Z. (Кстати именно конец света в разных вариантах герои-Кочевники книги “Generation X” обсуждают чаще всего)

ШУТКИ ПОКОЛЕНИЯ Z

– ты где после института собираешься работать?
– ты знаешь, я пока все еще надеюсь на конец света

Мы родились – распался СССР, пошли в школу – дефолт, поступили в универ – начался кризис, нашли сносную работу – конец света. Прямо поколение счастливчиков.

Когда я был ребёнком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне Кольцо Всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу.

Если же говорить о разнице между местными Y и Z, то с одной стороны Z гораздо больше пострадали от развала образовательной системы, и даже с точки зрения малограмотных игреков (не говоря уже о предыдущих более-менее образованных поколениях) не знают элементарных вещей. С другой стороны именно между Y и Z (это у нас; в США – между X и Y) пролегает граница между “технологическими иммигрантами” и “технологическими туземцами”.  Игреки еще помнят времена, когда не было мобильных телефонов, компьютеров, приставок, социальных сетей и микроволновых духовок, а из восьми кнопок на телевизоре использовались только первые три, и вообще непонятно было, зачем нужны остальные. А с точки зрения Z эти вещи были всегда. Им так же странно называть компьютеры “новыми технологиями”, как нам было бы странно называть так автомобиль. А поскольку, как писал тот же Коупленд “ты чувствуешь себя полностью комфортно только с тем уровнем технологий, который был нормой для тебя в возрасте от пяти до пятнадцати лет”, то на освоение очередной новой технологии игреку нужна инструкция и выбрать свободный вечер, а Z еще на той неделе пока в автобусе ехал не только во всем разобрался, но еще и в твиттер про это написал. Обратная сторона  – представители поколения Z хуже разбираются в эмоциях и поведении других людей и демонстрируют более низкие социальные навыки.

Что же касается “кумиров” поколения Y и Z, то их нет – во всяком случае, в том смысле, в котором они были у предыдущих поколений. В эпоху традиционных СМИ информационное воздействие было значительно более унифицированным – все читали\слушали\смотрели до определенной степени одно и то же. Эти же поколения живут в эпоху инернет-культуры, когда выбор практически бесконечен и все находится на расстоянии пары щелчков мыши. А потому у двух игреков, которые случайно встретились где-то, вполне может вообще не быть точек культурного пересечения. Кроме того плотность информационного потока сейчас настолько высока, что мало кто дает себе труд по-настоящему вчитаться\вслушаться\всмотреться, побыть с произведением достаточно долго, чтоб оно оставило в душе действительно глубокий след. Игреки предпочитают глотать не прожевывая, а потому вместо нескольких “книг, перевернувших жизнь”, здесь скорее будет аддитивный эффект сотен если не тысяч различных произведений.

 

И ДАЛЬШЕ

Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (и в США и в на постсоветском пространстве, если предположить, что глобализация окончательно сравняла наши исторические ритмы) – будет поколение Художников, “новое молчаливое поколение”. Так называемое Поколение Альфа – сейчас оно пока ходит в младшую школу и детский сад. Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее.

Вот что 60 лет назад писали TIMES: “В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении – это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами”. Точно так же, как и для молчаливых ХХго века, для “новых” основными ценностями будут ценности коллективные (а потому социальные сети и социальные медиа будут играть все более важную роль в их жизни); они, вероятно, так же будут считать, что много работать – это нормально, и точно так же будут уходить в виртуальные миры, только не книг а компьютерных игр…

А вообще предсказывать будущее – дело неблагодарное, тем более что уже через 10-15 лет мы сможем увидеть его собственными глазами.

==

PS: Теория поколений, как и любая такого рода теория – это всего лишь некоторая очень общая схема, о деталях которой большинство исследователей так и не смогли сторговаться. По этому не относитесь к ней слишком серьезно и не забывайте о важности полутонов 🙂

=====

Эта статья была написана для журнала «Наша Психология»
(s): https://www.psyh.ru/generation-xyz/

Share

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *